Методические рекомендации по введению ФОП в КЧР

Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего
образования в Карачаево-Черкеской Республике
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской
Федерации, в соответствии с частью 61 статьи 12 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 273-ФЗ) с учетом Федерального закона от 24 сентября 2022
г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации, Федеральным законом от 24 сентября 2022
г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской 2 Федерации» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ)
введены единые для Российской Федерации ФООП утверждены федеральные
образовательные программы начального общего1, основного общего3 и среднего
общего 4 образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП
СОО).
ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО разработаны в соответствии с Порядком
разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утвержденным приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022
г. № 8745.
Целью методических рекомендаций является подготовка к введению и
реализации федеральных основных общеобразовательных программ (далее –
ФООП) с 1 сентября 2023 года.
В 2023/2024 учебном году все 1-10 классы общеобразовательных
организаций
Карачаево-Черкесской
Республики
будут
обучаться
по
федеральному
государственному
образовательному
стандарту
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
22.12.2022, № 71762).
2 Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации».
3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
22.12.2022, № 71764).
4 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014
«Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован в
Минюсте России 22.12.2022, № 71763).
5 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №874
«Об
утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»
(зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2022, №70809).
1

Общеобразовательные организации (далее - ОО) разрабатывают ООП ООО в
соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО и ФООП НОО, ООО, СОО.
При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗ термин
«примерные образовательные программы» на уровне начального общего,
основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального
закона № 273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 101. статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ
федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая
документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный
график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания,
федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые
для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые
результаты освоения образовательной программы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают
образовательные программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными
общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными
организациями образовательных программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных
общеобразовательных программ.
Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3
статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в обязательном порядке используют
федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование),
«Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География»
и «Основы безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее
образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным
предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве
основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с
учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом
случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые
результаты
разработанных
образовательными
организациями
образовательных программ должны быть не ниже соответствующих

содержания и планируемых результатов федеральных основных
общеобразовательных программ.
При этом, по-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное
чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык»
могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих
заявлений
от
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации
необходимых условий (федеральные государственные образовательные
стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от
31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – соответственно ФГОС НОО, ФГОС
ООО, ФГОС СОО).
Образовательные организации вправе непосредственно применять при
реализации соответствующих основных общеобразовательных программ
федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение
федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного
графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая
документация не разрабатывается.
1. Структура ФООП
ФООП состоят из трех разделов:
целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи
и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения
достижения этих целей и результатов;
содержательного,
который
включает
следующие
программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу
формирования универсальных учебных действий, федеральную рабочую
программу воспитания; организационного, который определяет общие рамки
организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы
и условия реализации образовательной программы и включает: федеральный
учебный план, план внеурочной деятельности, федеральный календарный
учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.

Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) к структуре
основной образовательной программы.
При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к
условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ.
Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая
финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и
информационно-методические условия реализации образовательных программ,
формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из
имеющихся у неё условий и возможностей.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС
общего образования и включают: общесистемные требования; требования к
материально-техническому и
учебно-методическому
обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
При этом необходимо учитывать требования санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте
России 29 января 2021 г. № 62296) (далее – СанПиН 1.2.3685-21), а также
санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573) (далее –
СП 2.4.3648-20).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды
образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону от
27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации», Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ
«О персональных данных», Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и
требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.
2. Особенности содержательного раздела ФООП

В настоящее время содержательный раздел федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО) включает
федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир».
Содержательные разделы утвержденных федеральной образовательной
программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и федеральной
образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО)
включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык»,
«Литература»,
«Обществознание»,
«История»,
«География»,
«Основы
безопасности жизнедеятельности».
Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ по
остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения
в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня
2023 года.
В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства
образовательного пространства и преемственности начального общего, основного
общего и среднего общего образования, выраженный в том числе
в
детализированном описании планируемых личностных и метапредметных
результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а
также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год
обучения.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов
(«Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология»)
на
углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в
учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного
предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на
соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый
порядок учебного планирования (переходный период).
Так, например, программой учебного предмета «Математика»
и
федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного
уровня, предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса
«Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение данного курса с
выделением соответствующего для изучения учебного времени начиная с 7
класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего
образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса
«Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса

«Алгебра», для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое
содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и
предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.
Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности,
что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практикоориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса
«Вероятность и статистика». При этом обращаем внимание на необходимость
организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по
указанному курсу.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при
ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование
конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и
статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается
наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка как
среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам
и
экзаменационной отметки выпускника.
В случае если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не
реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» при внедрении ФОП ООО
целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса помимо одного часа,
предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в
неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной
программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года.
3. Варианты федеральных учебных планов
Федеральный учебный план ОО, реализующих образовательную программу
общего образования (далее - федеральный учебный план), обеспечивает
реализацию требований ФГОС, определяет общие рамки отбора учебного
материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Федеральный учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (за 2 года
обучения ФГОС СОО – максимальный объем (часов) 2516 (не более 37 часов
/нед.) за 2 года освоения учебных предметов в 10-11 классов;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам;

Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В федеральный учебный план входят следующие предметные области и
учебные предметы:
Предметные области
Русский язык и литература
Родной язык и родная литература

Иностранные языки
Математика и информатика

Учебные предметы
Русский язык, Литература
Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской
Федерации, Родная литература
Иностранный язык, Второй
иностранный язык
Математика, Информатика

Общественно-научные предметы
Естественнонаучные предметы
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Искусство
Технология
Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности

История, Обществознание, География
Физика, Химия, Биология
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Изобразительное искусство, Музыка
Технология
Физическая культура, Основы
безопасности жизнедеятельности

Федеральный учебный план
Предметная область

Русский
язык
и
литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Общественнонаучные предметы
Математика
информатика

и

Учебный предмет

Уровень изучения
базовы углублен
предмета
й
ный
Русский язык
Б
Литература
Б
У
Родной язык
Б
Родная литература
Б
Иностранный язык
Б
У
Второй иностранный язык
Б
История
Б
У
Обществознание
Б
У
География
Математика
Информатика

Б
Б
Б

У
У
У

Естественно-научные
предметы

Физика
Химия
Биология

Физическая культура, Физическая культура
основы
безопасности Основы
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Индивидуальный проект
Дополнительные учебные предметы, курсы по
выбору обучающихся

Б
Б
Б
Б
Б

У
У
У

Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего образования
предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС СОО:
включение не менее 13 учебных предметов («Русский
язык», «Литература»,
«Иностранный
язык», «Математика», «Информатика», «История»,
«Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая
культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») и изучение не менее 2
учебных предметов на углубленном уровне.
Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе
универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов
на
углубленном
уровне.
В интересах обучающихся и их родителей
(законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и
более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная
организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на
изучение учебных предметов.
Программы профильного обучения (в том числе программы по учебным
предметам, изучаемым на углубленном уровне) реализуются за счет комбинации
учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ образовательные
организации вправе перераспределить время, предусмотренное в федеральном
учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится
государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных
предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных
учебных предметов и профильное обучение.

ОО обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких
профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социальноэкономического, технологического, универсального.
В ФОП СОО для каждого из профилей обучения предлагается от двух до
семи вариантов учебного плана с учетом изучение не менее 2 учебных предметов
на углубленном уровне.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной
теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской,
социальной,
художественно-творческой,
иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
ФОП предусматривают возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Для основного общего образования представлены шесть вариантов
федерального учебного плана: варианты 1-3 - для образовательных организаций, в
которых обучение ведется на русском языке для 5-дневной и 6-дневной учебной
недели (1-й и 2-й варианты), а также с учетом изучения второго иностранного
языка (3-й вариант); варианты 4, 5 - для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из
государственных языков республик Российской Федерации и (или) один из
языков народов Российской Федерации, для 5-дневной и 6-дневной учебной
недели; вариант 6 - для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов Российской
Федерации.
Для Карачаево-Черкесской Республики приемлемы 4 и 5 варианты.
В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального
учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного
чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного
языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.
Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего
образования предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС
среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов
(«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика»,

«Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности
жизнедеятельности») и изучение не менее 2 учебных предметов на
углубленном уровне.
Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3
статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в обязательном порядке используют
федеральные рабочие программы (далее - ФРП) по следующим учебным
предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание»,
«География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
При этом ФРП по остальным учебным предметам могут использоваться как
в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими
работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта работы. В
этом
случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые
результаты разработанных образовательными организациями образовательных
программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
ФРП учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ФОП ООО и разработаны на основе требований ФГОС
ООО к результатам освоения программы основного общего образования.
ФРП учебных предметов утверждены федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию и размещены на портале «Единое
содержание общего образования» - https://edsoo.ru/.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется
требованиями обновленного ФГОС ООО. Так, в п. 32.1. отмечается, что «Рабочие
программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования и
разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы
основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования
по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные

учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также
должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей
программы воспитания».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «История»
составлена на основе требований ФГОС ООО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части ООП ООО.
ФРП по учебному предмету «История» включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по истории.
ФРП по истории разработана с целью оказания методической помощи
учителю истории в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
ФРП по истории дает представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами истории, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по
классам и структурирование его по разделам и темам курса.
Предметные результаты по учебному предмету «История» представлены
следующим образом:
- по учебному предмету «История»,
- по учебному курсу «История России»,
- по учебному курсу «Всеобщая история».
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, - 340, в 5-9
классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе рекомендуется
предусмотреть дополнительно 14 часов на изучение модуля «Введение в
новейшую историю России».
Федеральная рабочая программа учебного предмета «История»
составлена на основе требований ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части ООП СОО.

Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению
своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины
российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в
мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю
страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению
к прошлому и настоящему Отечества.
Содержание учебного предмета «История» (базовый уровень) 10 класс
представлено учебными курсами «История России. 1914-1945» (45 ч.) и
«Всеобщая история. 1914-1945» (23 ч.); 11 класс – «История России. 1945-2022»
(45 ч.) и «Всеобщая история. 1945-2022» (23 ч.).
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории (базовый
уровень), - 136, в 10-11 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
На углубленном уровне на учебный предмет «История» в 1011 классах
отводится по 4 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.
Структура учебного предмета «История»
Класс

Курсы в рамках учебного предмета «История»
Базовый уровень

10
11

10
11

Примерное
количество
учебных часов

История России. 1914-1945

45

Всеобщая история. 1914-1945
История России. 1945-2022

23
45

Всеобщая история. 1945-2022
Углубленный уровень

23

История России. 1914-1945

102

Всеобщая история. 1914-1945

34

История России. 1945-2022

78

Всеобщая история. 1945-2022

24

Обобщающее повторение по
древнейших времен до 1914 г.»

курсу «История России с

34

Обновленный ФГОС СОО предполагает обязательное изучение учебного
предмета «Обществознание», включая экономику и право, а также изучение
обществознания на базовом или углубленном уровнях.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»
составлена на основе требований ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учетом
федеральной

программы

применению

при

воспитания

реализации

и

подлежит

обязательной

части

непосредственному
образовательной

программы среднего общего образования.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной
организацией функции интеграции молодёжи в современное общество и
обеспечивает

условия

для

формирования

российской

гражданской

идентичности, традиционных ценностей многонационального российского
народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию,
труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на
благо человека и общества.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях

его

развития

в

современных

условиях,

об

основах

конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
обществознание раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни;
ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли
человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина
Российской Федерации; особенности современного российского общества в
единстве социальных сфер и институтов и роли России в динамично
изменяющемся мире; различные аспекты межличностного и других видов
социального взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных
групп с основными институтами государства и гражданского общества и
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
В соответствии с учебным планом среднего общего образования общее

количество рекомендованных учебных часов на изучение обществознания на
базовом уровне составляет 136 часов, по 2 часа в неделю при 34 учебных
неделях.
В соответствии с учебным планом обществознание на углублённом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения
составляет 272 часа (136 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 4 часа.
Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе
универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов
на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения
комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения может
быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений).
Например, для изучения на углубленном уровне могут быть выбрана такая
комбинация учебных предметов – «Математика» и «Иностранный язык» или
любые другие сочетания учебных предметов.
Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» изучается обязательно
со 2 по 11 класс. На этапе среднего общего образования минимально допустимое
количество учебных часов, выделяемых на изучение первого иностранного языка,
— 3 часа в неделю, что составляет по 105 учебных часов в 10 и 11 классах
(суммарно 210 часов за два года обучения).
Количество учебных часов на тему обозначено условно и может
варьироваться по усмотрению учителя при условии, что общее количество часов
сохраняется. Время может быть использовано для организации самостоятельной
работы (включая работу с цифровыми образовательными ресурсами), для
подготовки учебных проектов, проведения промежуточного и итогового контроля
и т. д.
Для подбора учебных задач/заданий по различным темам учителю
английского языка надо обратиться к следующим разделам рабочей программы:
личностные
образовательные
результаты;
тематическое
планирование;
предметные результаты освоения программы. Рабочая программа по английскому
языку среднего общего образования представляет собой методический
инструмент учителя английского языка. Для уровня основного среднего общего
образования разработаны Примерные рабочие программы:
- примерная рабочая программа среднего общего образования предмета
«Иностранный (английский) язык»: базовый уровень - от 14.10.2022 г.
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obraz
ovaniya_predmeta_Anglijskij_yazik_.htm;

-примерная рабочая программа среднего общего образования предмета
«Иностранный
(английский)
язык»:
углубленный
уровень
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obraz
При разработке учебного плана образовательной программы среднего
общего образования в классах психолого-педагогической направленности за
основу при учебном планировании целесообразно выбирать один из вариантов
учебного плана гуманитарного профиля с учетом положений Концепции
профильных психолого-педагогических классов, разработанной в 2021 году
ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики
и
профессионального развития работников образования Министерства просвещения
Российской Федерации»6.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в
учебный план может быть включено изучение 2 и более учебных предметов на
углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно
распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.
Программы профильного обучения (в том числе программы по учебным
предметам, изучаемым на углубленном уровне) реализуются за счет комбинации
учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность.
Федеральные учебные планы также обеспечивают в случаях,
предусмотренных законодательством, изучение родных
и (или) государственных языков народов Российской Федерации, а также
возможность обучения на родных языках.
При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего
образования
образовательная
организация
вправе
предусмотреть
перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на
изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная
итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на
изучение родных и (или) государственных языков народов Российской
Федерации.
Преподаваемые в общеобразовательных учреждениях КарачаевоЧеркесской Республике предмета «Родной язык» (абазинский, карачаевский,
ногайский, черкесский) и «Родная литература» (абазинская, карачаевская,
ногайская, черкесская).
На уровне начального общего образования программы разработаны в
соответствии с вариантом 4 федеральных учебных планов: 1 класс – 2 часа в
Письмо Минпросвещения России от 25 января 2022 г. № АК-118/08;
https://apkpro.ru/proekty/psikhologopedagogicheskie-klassy/?sphrase_id=42196
6

неделю; 2 класс – 3 часа в неделю; 3 класс – 3 часа в неделю; 4 класс – 3 часа в
неделю. Во всех классах НОО один час выделяется на литературное чтение, два
часа – на родной язык. В первом классе образовательная организация добавляет
еще один час из своего резерва.
На уровне основного общего образования федеральные рабочие программы
разработаны в соответствии с вариантом 4 федеральных учебных планов. В них с
5 класса по 9 класс предусмотрено три часа в неделю (два часа – родной язык,
один час – родная литература).
В основе федеральных рабочих программ на уровне среднего общего
образования положен пример учебного плана универсального профиля – три часа
в неделю (два часа на родной язык, один час – на родную литературу).
Федеральные рабочие программы предназначены для общеобразовательных
учреждениях, работающих как в шестидневном режиме, так и в пятидневном.
Учреждениям, работающим в пятидневном режиме, рекомендуется
использовать свои резервы для обеспечения условий преподавания учебных
предметов «Родной язык» и «Родная литература» в соответствии с
утвержденными федеральными рабочими программами.
В разработанных и утвержденных федеральных рабочих программах (ФРП)
по названным учебным предметам в полной мере учтены рекомендации
Федерального института родных языков народов Российского Федерации, при
поддержке которых ФРП разрабатывались.
Вместе с тем необходимо соблюдать принципы: содержание
и
планируемые результаты разработанных образовательными организациями
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФООП.
ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми
способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной
программы в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации.
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их родителей
(законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития
обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы

образования). Реализация индивидуальных
сопровождается тьюторской поддержкой7.

учебных

планов,

программ

4. Федеральный календарный учебный график
ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым
определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по
учебным четвертям.
Федеральный календарный учебный график. Каждая образовательная
организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная
учебная неделя). Продолжительность учебного года при получении основного
общего образования составляет 34 недели. Учебный год в образовательной
организации начинается 1 сентября и заканчивается 20 мая. Для 9 классов
окончание учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
Продолжительность учебных четвертей составляет для 5-9 классов: I
четверть - 8 учебных недель, II четверть - 8 учебных недель, III четверть - 10
учебных недель, IV четверть - 8 учебных недель. Продолжительность каникул
должна составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность
урока
не
должна
превышать
45
минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой
перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20
минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
должна составлять не менее 20-30 минут, за исключением обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по
специальной индивидуальной программе развития.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет для обучающихся 10-11 классов - не более 7 уроков.
Продолжительность учебного года - 34 недели. Учебный год в
образовательной организации начинается 1 сентября и заканчивается 20 мая. Для
11 классов окончание учебного года определяется ежегодно в соответствии с
расписанием государственной итоговой аттестации.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. № 03-205 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ
обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану»).

7

составляет: для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся
7-9 классов - не более 7 уроков. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и
заканчиваются не позднее 19 часов.
При этом на основании статей 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ
образовательная организация вправе самостоятельно разработать календарный
учебный график. Так, при составлении календарного учебного графика
образовательная организация может использовать организацию учебного года по
триместрам.
Федеральный календарный учебный график устанавливает также начало и
окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул,
продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной
нагрузки на обучающихся в рамках 34 недельного учебного года (исключение
может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11
классах – исходя из единого расписания проведения государственной итоговой
аттестации).

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет режим
работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства
Российской Федерации, требований СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 .

5. Изменения в основных общеобразовательных программах
образовательных организаций
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ
основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех
образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в
соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Согласно части 61 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ
образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и
соответствующими ФООП.
Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября
2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех
образовательных организаций, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с ФОП СОО в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах
образовательная организация может реализовывать в 11 классе учебный план
соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на
уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. При этом
образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие
программы по учебным предметам, включенным в учебный план.
Данный подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству
учебно-методической
документации,
используемой
педагогическими

работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять
часть документарной нагрузки с руководителей и педагогических работников.
При этом, в соответствии с частью 62 статьи 12 Федерального закона № 273ФЗ образовательные организации вправе перераспределить время,
предусмотренное в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов,
по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу
изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного
изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
6. Обеспечение учебниками
Федеральным
законом
№
371-ФЗ
внесены
изменения
в пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым
организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при
реализации указанных образовательных программ используют учебники и
разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в
федеральный перечень учебников (далее – ФПУ).
При этом последовательный цикл «разработка – экспертиза – апробация –
доработка – включение в ФПУ» учебника и разработанного с ним в комплекте
учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет
действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не
имеющие
комплектных
учебных
пособий,
утвержденный
приказом
Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников»8 (далее – новый ФПУ № 858).
В свою очередь, сохранит силу действующий Перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно
использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников» (зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2022 г. № 70799).
8

общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г.
№ 699)9.
Следует обратить внимание на то, что новым ФПУ № 858 (приложение №
2) установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из
числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254.
Учитывая изложенное, приобретение учебников может быть осуществлено в
соответствии с действующим новым ФПУ № 858.
7. Формы методической поддержки внедрения ФООП на федеральном уровне
В марте-апреле 2023 года запланировано проведение окружных
и
всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП.
На портале Единого содержания общего образования (https://edsoo.ru) в
срок до конца марта 2023 года осуществляется доработка и обновление
конструктора рабочих программ — удобного бесплатного онлайн-сервиса для
индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП
педагогические работники и руководители образовательных организаций могут
получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по
ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
Материалы Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральные
основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы
учебных предметов начального, основного и среднего общего образования:
изменения в Федеральном законе образовании в Российской Федерации»,
прошедшие в конце 2022 года, размещены по адресу:
https://edsoo.ru/Vserossijskie_prosvetitelskie_meropriyatiya_Federalnie_osno
vnie_obscheobrazovatelnie_programmi_i_federalnie_rabochie_programmi_u.htm
В целях научно-методического сопровождения обновления содержания
общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования» по заданию Министерства просвещения
Российской Федерации планирует в 2023 году следующие мероприятия,
направленные на сопровождение внедрения ФООП:
подготовка методических пособий для учителей по реализации
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(начальное общее образование – русский язык, литературное чтение,
9 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2016 г. № 42729).

окружающий мир, математика; основное общее образование – достижение
метапредметных результатов в рамках изучения предметов социальногуманитарного, филологического и естественно-научного блоков; среднее общее
образование – литература, история, география, обществознание, физика, химия,
биология, математика, информатика на углубленном уровне с учетом выбранного
профиля обучения, предусмотренного ФОП СОО); подготовка методических
рекомендаций по интеграции предметного
содержания урочной деятельности с системой дополнительного образования, в
том числе интеграции содержания учебных предметов (литература и история) с
деятельностью школьных театров, в том числе в целях реализации федеральной
программы воспитания; подготовка рабочих программ по организации
внеурочной
деятельности для общего образования, в том числе по организации начальной
военной подготовки, программы «Россия – моя история», по организации
профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в
обучении; проведение серии окружных совещаний с педагогическим
сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам
введения ФГОС общего образования (в том числе реализации ФООП);
проведение на регулярной основе методических семинаров (вебинаров) для
учителей по актуальным вопросам реализации обновленных ФГОС начального
общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с
ФООП.
Вся необходимая информация по планируемым методическим
мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться
на портале «Единое
содержание
общего
образования»
(https://edsoo.ru/).
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы могут
являться методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с
федеральными основными общеобразовательными программами, так и для
научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и
служб школьного, муниципального и регионального уровней.
Рекомендации по разработке и реализации рабочих программ учебных
предметов
При разработке ООП СОО образовательная организация предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП СОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы
безопасности жизнедеятельности».

При этом ФРП по остальным учебным предметам могут использоваться как
в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими
работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации
углубленного изучения предмета. В этом случае необходимо соблюдать
условие, что
содержание и планируемые результаты разработанных
образовательными организациями образовательных программ должны быть не
ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных
основных общеобразовательных программ.
ФРП учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ФОП СОО и разработаны на основе требований ФГОС СОО
к результатам освоения программы среднего общего образования.
ФРП учебных предметов утверждены федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию и размещены на портале «Единое
содержание общего образования» - https://edsoo.ru/.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется
требованиями обновленного ФГОС СОО и является идентичной требованиям
обновленного ФГОС ООО, представленных в данных методических
рекомендаций.

8. Рекомендации по разработке и реализации рабочей программы
воспитания (с учетом ФРПВ и ФКПВР)
Федеральная рабочая программа воспитания (далее - ФРПВ) направлена на
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России и реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной
организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
При разработке рабочей программы воспитания её содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями
ОО:
организационно-правовой
формой,
контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое
изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные
интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

Федеральный календарный план воспитательной работы (далее - ФКПВР)
является единым для образовательных организаций. ФКПВР может быть
реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Образовательные
организации вправе наряду с ФКПВР проводить иные мероприятия согласно
ФРПВ, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования
детей.
9. Оценка качества образования по учебным предметам
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся относится к компетенции ОО, которая устанавливает формы,
периодичность и порядок их проведения. Внедрение обновленных ФГОС
актуализировало необходимость введения единых подходов к системе оценивания
достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ
соответствующего уровня образования, которые представлены в «Методических
рекомендациях по системе оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (Письмо департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской
Федерации от 13 января 2023 г. N 03-49 «О направлении методических
рекомендаций»).
Принципиально важным положением организации системы оценки является
выход за рамки контроля знаний, а ее важнейшей функцией - ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение
на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает
вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих
обучающихся. Единым механизмом управления качеством образовательных
результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный
подход к их оценке.
На всех уровнях школьного образования система оценивания включает
различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие
группы - внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание.
Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации
процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными
актами образовательной организации (положением) и должно включать: текущую
оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую
учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного
модуля, учебного периода и пр.; промежуточную аттестацию, представляющую

собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая
может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода;
стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей
готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности
обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других
процедур оценки качества образования; комплексные (диагностические) работы,
направленные на оценку достижения обучающимися предметных и
метапредметных образовательных результатов. Все элементы системы
внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку
уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
К процедурам внешней оценки относятся: государственная итоговая
аттестация на уровнях основного общего и среднего общего образования;
всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки
качества образования, направленный на развитие единого образовательного
пространства в Российской Федерации; мониторинговые исследования
федерального, регионального и муниципального уровней.
Критериальное оценивание. В условиях индивидуализации процесса
обучения на всех уровнях общего образования представляется целесообразным
внедрение критериального оценивания. Критериальное оценивание - это процесс
сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными
и известными всем участникам образовательного процесса критериями,
соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные
и метапредметные умения обучающихся. Таким образом, в ходе критериального
оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых
результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательного
процесса. Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс
понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его
объективность. Учителю критерии дают ясные ориентиры для организации
учебного процесса по учебному предмету, оценки усвоения учебного материала
обучающимися, коррекции методических процедур для достижения высокого
качества обучения. Для обучающихся использование критериев оценивания
обеспечивает понимание учебных целей, способов улучшения учебнопознавательной деятельности. Родители получают объективные доказательства
уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в
обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку. Использование
критериального подхода к описанию достижения планируемых результатов для
оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых
контрольных
оценочных
заданий
позволит
повысить
объективность

традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное
развитие обучающихся.
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы. Особенности оценки личностных
результатов. Целью оценки личностных достижений обучающихся является не
определение персонифицированного уровня развития качеств личности
обучающегося, а получение общего представления о воспитательной
деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив
обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является
предметом специальной работы в будущем. Достижение личностных результатов
не выносится на итоговую оценку обучающихся. Вместе с тем нецелесообразно
полностью отрицать необходимость контролировать и оценивать развитие
личности обучающегося в процессе обучения. Наблюдение за тем, как изменяется
обучающийся под влиянием учебных занятий, внеклассных мероприятий,
взаимодействия с одноклассниками, выполнения поручений и участия в разных
видах деятельности, очень важно как для планирования воспитательной работы с
обучающимися, так и для работы с семьей, которая в процессе воспитания играет
особую роль. Рекомендуется оценивать личностные результаты образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС общего образования в ходе внешних и
внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Результаты,
полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается использовать только в
виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Особенности оценки метапредметных результатов. Формирование
метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах.
Поэтому процедуры оценки, как правило, тесно связаны с процедурами и
содержанием оценки предметных результатов. При этом важно понимать и
разделять оценку сформированности: отдельных метапредметных результатов в
ходе итоговой оценки достижения метапредметных результатов (защиты
индивидуального проекта по отдельным учебным предметам или на
межпредметной основе); собственно метапредметных действий, построенную на
содержании различных предметов и внеучебных ситуаций, при этом оценивается
способность применения (переноса) метапредметных действий, сформированных
на отдельных предметах, при решении различных задач. Основной процедурой
итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита
итогового индивидуального проекта. Общий подход к формированию и оценке
метапредметных результатов в текущем учебном процессе состоит в том, что
метапредметные действия, как правило, формируются и оцениваются как
неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Поэтому
крайне важен отбор моделей учебных заданий, которые учитель предъявляет

учащимся для формирования метапредметных результатов и их оценки.
Необходимо наполнить учебный процесс такими моделями заданий и учебных
ситуаций, в которых естественными элементами являются познавательные
действия
(логические,
исследовательские,
работа
с
информацией),
коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных
заданий, так и в ходе взаимодействия и совместной деятельности, регулятивные
действия. Ориентиром при отборе и конструировании заданий с элементами
универсальных учебных действий служат сформулированные во ФГОС общего
образования требования к составу метапредметных и предметных результатов
освоения образовательной программы соответствующего уровня образования,
необходимость включения и использования каждой группы универсальных
учебных действий.
Особенности оценки предметных результатов. В связи с обновлением
ФГОС общего образования при определении содержания оценки предметных
результатов необходимо обратить внимание на новые компоненты содержания по
каждому учебному предмету и на обязательные планируемые результаты на
конец каждого учебного года, отраженные во ФГОС общего образования и
федеральных основных общеобразовательных программах. Система заданий при
проведении контрольно-оценочных процедур должна значительно активизировать
организацию индивидуальной работы с обучающимися, повышать мотивацию
обучающихся к достижению более высоких достижений в учебном процессе,
актуализировать разработку и использование учебных и диагностических заданий
и работ разной сложности. Задания строятся с учетом следующих положений:
использование изучаемого материала при решении учебных задач,
различающихся сложностью предметного содержания, сочетание универсальных
познавательных действий и операций, использование специфических для
предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных
задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности; осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений,
контекста, а также сочетание когнитивных операций. Для повышения
осознанности обучающихся рекомендуется в процессе освоения знаний включать
задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа
результатов обучения. Это могут быть листы самооценки и другое.
Особенности оценки функциональной грамотности. Функциональная
грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений
обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования

проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном
процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач,
приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка
функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и
креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной
грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются
практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.
Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является
проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных
достижений обучающихся. В учебном процессе используются специальные
(комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем,
что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило,
близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления
информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. На всех предметах
обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и
решают специфические для данной предметной области задачи. По результатам
выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности
функциональной
грамотности.
На
основе
выполнения
предметной
диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне
достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе
единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на
оценку сформированности знаний и понимания их применения в различных
учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение
освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить
высший уровень достижений по данному предмету. Администрация
образовательной организации принимает решение о включении в план
внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной
грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим
функциональной грамотности и последовательности их проведения.
Обращаем ваше внимание на рекомендации по основным подходам к
формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных
организациях (далее - ОО), содержащихся в письме от 6 августа 2021 года
Министерства просвещения Российской Федерации N СК-228/03 и Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки N 01-169/08-01.
В данных рекомендациях рассматриваются контрольные, проверочные и
диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе
одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Все
перечисленные виды работ называются оценочными процедурами.

Под контрольной или проверочной работой понимается форма текущего
контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся,
реализуемая в рамках образовательного процесса в общеобразовательной
организации и нацеленная на оценку достижения каждым обучающимся и/или
группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации,
всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта
Российской Федерации и т.д.) требований к предметным и/или метапредметным
результатам обучения в соответствии с ФГОС при освоении образовательной
программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Под диагностической работой в данных рекомендациях понимается форма
оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного
процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на выявление и
изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение
каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами
образовательной организации, всеми образовательными организациями
муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т.д.) требований к
предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в
соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные
результаты обучения.
В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в ОО,
рекомендуется:
- проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной
параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10%
от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного
предмета в данной параллели в текущем учебном году;
- исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в
соответствии с образовательной программой многократным выполнением
однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения
«предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед
планируемой датой проведения оценочной процедуры;
- при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость
реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ
обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ
результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при
выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости повторение и закрепление материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(878)754-65-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».